«Увидеть Париж и умереть»: почему мы переоцениваем этот город?Считается, что каждый обязательно должен побывать в Париже, увидеть там Эйфелеву башню, похрустеть свежим багетом, попробовать лягушачьи лапки и настоящее французское вино. Париж известен как город любви, моды и искусства, это настоящее сердце Европы. Такой образ города окончательно закрепился в XX веке, и мы до сих пор воспринимаем его именно так. Сегодня мы поговорим о том, насколько реальный Париж соответствует нашим ожиданиям, как складывался «парижский миф» и почему мы романтизируем этот город. «Увидеть Париж и умереть» Эта известная фраза впервые появилась в книге Ильи Эренбурга «Мой Париж» в 1930 г. Русский писатель переиначил высказывание, которое в оригинале принадлежит немецкому мыслителю Иоганну Вольфгангу Гёте и относится к совершенно другому городу. В 1787 г. в своем дневнике он написал «увидеть Неаполь и умереть», и эта фраза стала настолько популярной, что распространилась по всей Европе. Услышав знаменитый афоризм, мы сразу же понимаем, о чем речь. В воображении возникают образы: запах свежего багета, Елисейские поля, Лувр и широкие бульвары, по которым можно прогуливаться, наслаждаясь поэтической атмосферой и любуясь Сеной. Эти образы невозможно представить без колоссальных градостроительных изменений, которые в середине XIX в. превратили Париж в один из самых современных городов своего времени. «Османизация Парижа» и импрессионисты В первой половине XIX в. «город любви» представлял собой по-настоящему страшное место. Французский писатель Жюль Жанен в 1843 г. описывает его как «темный, забрызганный грязью и дышащий на ладан, город мрака и тьмы, беспорядка, насилия, беспросветной нужды». Узкие улочки, темные переулки и ветхое жилье производили не только удручающее впечатление, но и служили причиной социальных, транспортных и демографических проблем. Поэтому в 1853 г. Наполеон III поручает барону Осману облагородить и расширить парижские улицы. Богемный Париж Импрессионисты создадут городу репутацию солнечного места, в котором витают вдохновение и романтика. Благодаря импрессионистам город становится главным художественным центром Европы, перенимая эстафету у Рима. Тысячи художников едут в Париж за славой. Среди них – знаменитые Пабло Пикассо, Амедео Модильяни, Диего Ривера и многие другие. Их личные истории успеха обогащают «парижский миф». Среди литераторов и поэтов, которые воспевали город, были Дюма, Золя, Бальзак и Гюго, а в начале XX в. к ним присоединился Пруст. Они показывают Париж «городом революций», «городом художников», но самым живучим оказывается образ «города любви». Миф о Париже и парижанках Впервые о существовании «парижского мифа» заявил французский философ Роже Кайуа в 1938 г. Исследователи полагают, что его главным источником стали городские романы Оноре де Бальзака: в них мы видим город больших надежд, изысканный и наполненный любовными приключениями. Париж в кино Романтизация Парижа перешла на новый этап в 60-70-е гг. XX в., во время т.н. «Парижского погрома». Штамп о бунтующем Париже закрепился благодаря кинематографу. Фильмы французской «новой волны» – «На последнем дыхании» (1960), «Мужское и женское» (1966) и др. – показывают страстные истории любви на фоне горящего города, чем дополнительно подкрепляют убеждение, что Париж – это город мечты, где можно встретить истинную любовь и обрести себя. Предвкушая встречу с городом поэзии, любви и искусства, вместо этого мы можем столкнуться с типичными проблемами крупной столицы: карманниками, желанием нажиться на туристах, грубым отношением местных жителей и опасными районами, которых стоит остерегаться даже днем. С одной стороны, стоит помнить о различиях между медийным и реальным образом Парижа, чтобы избежать разочарования. С другой – так не хочется терять веру в сказку, и, возможно, планируя свою волшебную поездку в столицу Франции, вы получите ровно то, что ожидали. Ведь Эйфелева башня, Лувр, Елисейские поля и парижские кафе – это все-таки не выдумка хитрых маркетологов. Вы мечтаете побывать в Париже? И почему? А если уже ездили – каким был опыт вашей встречи с этим городом? |
Комментариев нет:
Отправить комментарий