Сюжеты повестей и романов так или иначе вымышлены, а вот города, улицы и здания, как правило, настоящие. Авторы не упускают случая сделать местом действия дом, где им самим довелось пережить драму или радостное событие. Дом из «Записок на манжетах» Сретенский бульвар, 6/1 Два корпуса, построенные в 1899–1902 годах для страхового общества «Россия», проектировались по последнему слову техники того времени: в подвале были установлены собственная электростанция, отопительные котлы, насосы, аппараты для вентиляции воздуха, которые не только подавали в помещения свежий воздух, но также фильтровали и увлажняли его. Водопровод брал воду из расположенной под зданием артезианской скважины. Дом был оснащен редкими в то время электрическими лифтами. После революции все это благолепие пришло в упадок: в здании разместились советские конторы, и вскоре лифты остановились, а насосы, подававшие воду, вышли из строя и чинились от случая к случаю. Среди учреждений, размещенных в доме, был Литературный отдел (Лито) и редакция газеты «Гудок», где некоторое время работал Михаил Булгаков. Он описал дом в «Записках на манжетах», где здание выступает одним из символов загадочного хаоса, охватившего сознание героя. «В сущности говоря, я не знаю, почему я пересек всю Москву и направился именно в это колоссальное здание... Та бумажка, которую я бережно вывез из горного царства, могла иметь касательство ко всем шестиэтажным зданиям, а вернее, не имела никакого касательства ни к одному из них. В 6-м подъезде — У сетчатой трубы мертвого лифта. Отдышался. Дверь. Две надписи. "Кв. 50". Другая загадочная: "Худо". Отдышаться». Театр, где побывал Чацкий улица Большая Никитская, 26/2 У этого дома долгая и непростая история: он был построен еще в XVIII веке и с тех пор неоднократно перестраивался. Некоторое время зданием владел Григорий Орлов, а затем его купил Петр Поздняков, заядлый театрал, основавший в этих стенах собственный театр, где играли крепостные актеры и актрисы. Любопытно, что первым режиссером театра стал петербургский комический актер Сила Сандунов — впоследствии основатель и собственник знаменитых Сандуновских бань. Для москвичей это был театр номер один: дворянские семьи ездили сюда ежемесячно на спектакли и балы. Правда, грибоедовский персонаж о представлениях поздняковского театра отозвался самым ехиднейшим образом (впрочем, как легко заметить, суждения Чацкого о любых других предметах — вполне в том же духе): Дом зеленью раскрашен в виде рощи, Сам толст, его артисты тощи. На бале, помните, открыли мы вдвоем За ширмами, в одной из комнат посекретней, Был спрятан человек и щелкал соловьем, Певец зимой погоды летней. Когда Москва была захвачена французами, непрошеные гости устроили здесь свой собственный, «наполеоновский» театр: на сцене давала спектакли французская труппа Бюрсей. Один из спектаклей посетил сам Бонапарт. После того как здание в 1822 году приобрел князь Николай Юсупов, былая популярность театра канула в лету. Здание, где преподавал герой «Скучной истории» улица Рождественка, 11 «В без четверти десять нужно идти к моим милым мальчикам читать лекцию», — думает профессор Николай Степанович, который преподает в клиниках медицинского факультета Московского университета. Сам Чехов проходил тут практику — и описал в повести «Скучная история» собственные впечатления об университете: «А вот мрачные, давно не ремонтированные университетские ворота; скучающий дворник в тулупе, метла, кучи снега… На свежего мальчика, приехавшего из провинции и воображающего, что храм науки — в самом деле храм, такие ворота не могут произвести здорового впечатления. Вообще ветхость университетских построек, мрачность коридоров, копоть стен, недостаток света, унылый вид ступеней, вешалок и скамей в истории русского пессимизма занимают одно из первых мест на ряду причин предрасполагающих». В настоящее время в здании располагается Архитектурный институт. Гостиница «Мадрид» из рассказа Бунина Леонтьевский переулок, 26 До революции здесь находились две знаменитые гостиницы — «Лувр» и «Мадрид»: в первой селились известные артисты и богачи, во второй, чьи меблированные комнаты были гораздо проще, — небогатые актеры и литераторы. Останавливался здесь и Иван Бунин, выбравший номер в этом отеле местом действия рассказа, который назван именем самой гостиницы. Главный герой «Мадрида» приглашает в номер 17-летнюю уличную проститутку Полю и, сошедшись с ней, задумывается, как спасти девушку от дальнейшего падения. Рассказ, который входит в знаменитый цикл «Темные аллеи», был написан в 1944 году, когда Бунин уже много лет прожил в эмиграции — некогда популярная гостиница запомнилась ему на всю жизнь. Рассказ хорошо передает атмосферу дешевых номеров отеля. «Поднялись по крутой лестнице, по истертому коврику, повернули в узкий, слабо освещенный, очень душный коридор, он остановился, всовывая ключ в дверь, она поднялась на цыпочки и посмотрела, какой номер». Сейчас лишь фасад здания хранит прежний вид — например, над входом можно увидеть букву «М», которую держат две кариатиды. Дом, где работал учитель танцев Наташи Ростовой улица Поварская, 11 Известный танцевальный учитель Петр Иогель выучил целых четыре поколения москвичей. Молодежь обожала балы, которые он устраивал для своих учеников и учениц. «У Иогеля были самые веселые балы в Москве. Это говорили матушки, глядя на своих adolescentes, выделывающих свои только что выученные па; это говорили и сами adolescentes и adolescents, танцовавшие до упаду; эти взрослые девицы и молодые люди, приезжавшие на эти балы с мыслию снизойти до них и находя в них самое лучшее веселье. В этот же год на этих балах сделалось два брака. Две хорошенькие княжны Горчаковы нашли женихов и вышли замуж, и тем еще более пустили в славу эти балы». Как упоминает Толстой, Ростовы никогда не пропускали балов, устраиваемых Иогелем по праздникам. Он организовывал танцевальные вечера и по просьбе первых лиц Москвы. Так, на его балу в доме московского градоначальника Кологривова (Тверской бульвар, 22) Пушкин впервые увидел юную Наталью Гончарову. В разные периоды своей деятельности Иогель жил и преподавал в разных московских домах. В здании на Поварской, о котором идет речь, он давал уроки в конце 1820-х — начале 1830-х годов. На зиму дом арендовала Екатерина Столыпина — невестка бабушки Михаила Лермонтова, а дети столыпинской родни и друзей семейства приходили сюда учиться танцевать. (via) |
Комментариев нет:
Отправить комментарий